На главную
 
 

р.Яков Мендельсон
Еврейский календарь.

На исходе субботы поехали проведать сына Якова с его семьей. Рассказом о его свадьбе начались мои воспоминания. Они живут в районе Байт-ва-ган, что в переводе с иврита значит "дом и сад", домов, правда, много, но садов маловато.
Сын, учащийся колеля "Мир", рассказал о новой программе, которую сделал для компьютера. Еврейский календарь, по которому можно с точностью знать еврейские даты от Сотворения мира и до сегодняшнего дня, точное время восхода и захода солнца, что очень важно в еврейской жизни, для молит, начала субботы, исхода субботы, фазы луны для определения начала месяца.
Яков изучил трактат Рамбама, который был великим астрономом, и еще массу литературы, связанной с построением еврейского календаря. Больше всего его поразило, что в конце четвертой книги "Мишна брура" великого мудреца Хафец Хаима, буквально в десяти строчках дается устройство еврейского календаря.
Это совершенно не имеет отношения к содержанию самой книги.
Яков сказал, что это было пророческим видением Хафец Хаима, который знал, что будет страшная война, которая забросит евреев в самые отдаленные места в страшные условия, но еврей должен знать, когда Суббота, когда Ём Кипур, Рош Гашана, Пейсах. По объяснению, которое дал Хафец Хаим, можно с легкостью построить еврейский календарь.
И ещё один эпизод, когда талмид хахам - мудрец Торы, предвидит происходящее.
Вспоминает внук рава Исраеля Густмана.
Событие происходило в Польше перед началом второй мировой войны.
Рав Ойзер Гроджинский был одним из глав поколения в предвоенные годы в Европе.
После занятий в ешиве он вышел на прогулку со своим учеником Исраелем Густманом. Они шли по лесу, и рав Ойзер Гроджинский говорил о Торе. В таких случаях не произносится ни одного лишнего постороннего слова.
Вдруг рав Груджинский останавливается, показывает Исраелю на гриб и говорит: "Обрати внимание - это хороший гриб, его можно есть". И так он показал на другие грибы, это хорошие, а это ядовитые. Эти ягоды можно есть, а эти - нельзя.
Ученик был поражен, почему рав прерывает святые слова Торы и говорит о тривиальных вещах; какие грибы можно есть, а какие нельзя, но с понимающим видом поддакивал раву.
Еще больше его удиви-ло, когда рав обратил внимание на куст, который рос в стороне от дороги. "Ты видишь этот куст? За ним внизу вход в пещеру".
Когда началась война, Исраель Густман долгое время скрывался в этой пещере вместе со своим сыном и питался грибами и ягодами.